КаспийИнфо, Астрахань,
30 августа 2021 г.
А давайте закроем страховую медицину! Как благими намерениями была выстлана дорога в ад
326 просмотров
Система медицинского страхования в России начала постепенно появляться с 1993 г. В условиях хронического недофинансирования, что, впрочем, было и в СССР и, глядя на то, как потрясающе эффективно в Израиле (куда ездит лечиться наша публика победнее) и в Германии (куда ездит лечиться наша публика побогаче) работают системы больничных касс, вполне естественно возникла идея позаимствовать чужой успешный опыт и влить в медицину дополнительные средства, полученные от работодателей и от части населения, готового некоторую долю своих заработков вложить в собственное здоровье, а не только в депозиты.
Система медицинского страхования сулила и другие выгоды: деньги (как было заявлено) прикрепляются к пациенту и, если раньше в СССР, чтобы попасть в определённую больницу, надо было пройти множество инстанций, упрашивать, а то и «давать на лапу», то в системе ОМС пациент теоретически мог со своим страховым полисом идти или ехать в любое лечучреждение РФ по его собственному выбору – мечта! Да еще программы страхования приобрели звучное название «Программа государственных гарантий…»! Ну как тут не купиться – государство же гарантирует!
Но с самого начала система ОМС начала приобретать наши родные черты. Во-первых, бюджеты настороженно отнеслись к новым субъектам – страховым компаниям и попросту отказывались давать им бюджетные деньги. Во-вторых, наскоро сбитые страховые компании начали полученные из бюджетов деньги крутить через банки и другими способами. Астраханскую область, как и другие субъекты, начали сотрясать скандалы вокруг наскоро слепленных страховых организаций. Тогда, по опыту Алтайского края (я был руководителем астраханской делегации, срочно вылетевшей в январе 1993 г. в Барнаул для изучения опыта) в России начали создаваться Федеральный и Территориальные фонды ОМС, которые сами с лечучреждениями (ЛПУ) не работали, но контролировали работу и страховых компаний и ЛПУ, фактически став распорядителями средств ОМС. На первый взгляд – все правильно, логично и замечательно – и страховые компании, и ЛПУ под тройным перекрестным контролем (органы управления здравоохранением, ФОМС и страховые организации, куда пациент может пожаловаться на плохое лечение). И принцип софинансирования расходов работодателями и бюджетом вроде бы соблюдался: работодатели платят за работающее население, а за неработающее (детей, пенсионеров и др.) в ФОМС платят бюджеты регионов.
Гладко было на бумаге, но забыли про овраги. Я был в числе тех, кто с самого начала предупреждали об ограничениях системы ОМС и ратовали за сохранение смешанной системы финансирования медицины – примерно как в Великобритании (куда ездит лечиться самая состоятельная часть наших сограждан), где страховой медициной пользуются немногим более 10% граждан, мы понимали, что Россия – не Германия и даже не Израиль. Но, как быстро выяснилось, мы и не Великобритания, у нас свой путь…
Предупреждения о том, что система медицинского страхования вводится для того, чтобы привлечь в медицину дополнительные средства, а не для того, чтобы переложить финансирование медицины на кошельки работодателей и населения, были проигнорированы.
Валовые расходы России на здравоохранение так и остались на уровне 3,6-3,4% ВВП, в то время как развитые экономики, с которыми мы тщимся соревноваться и на которые равняемся, тратят на медицину 9-12% ВВП и более. Началось повальное увлечение расширением перечня ЛПУ, работающего в системе ОМС. Кстати, многие главные врачи (да и персонал) пока еще бюджетных ЛПУ тоже с вожделением смотрели на систему ОМС, надеясь, что это лишь дополнительный заработок для хронически нищей медицины. И пошло-поехало: в систему ОМС были включены и те организации, которых там не должно быть в принципе ни в коем случае, они должны были оставаться бюджетными и строиться по нормативам на количество населения – скорая помощь и инфекционные больницы.
То есть, чем больше инфарктов на дому – тем лучше скорой – деньги-то страховые идут за количество, даешь план по валу! А чем больше людей заболело, например, дизентерией, тем лучше инфекционной больнице, у нее есть деньги на содержание штата медиков и больших, хорошо отремонтированных корпусов - мы тогда между собой так и шутили, что персоналу ОИКБ теперь надо бегать самим и рассеивать по Астрахани бациллы разных кишечных инфекций, чтобы были деньги на зарплату. Шутка оказалась грустной и пророческой – доведенная до нищеты ОИКБ в первые дни пандемии сама стала рассадником коронавирусной инфекции и была закрыта на карантин. Когда я слышу, что в ОИКБ находится на лечении чуть более 200 больных ковидом, а в Александровской – около 700, мне кажется, что это жуткий сон, но мы же рождены, чтобы сделать былью самые страшные сказки – вот и делаем.
Но и это еще не все. Фонды ОМС и страховые компании получили право штрафовать ЛПУ за некачественное медицинское обслуживание, нарушение стандартов и т.д., в результате ЛПУ стали получать гораздо меньше, чем рассчитывали – с одной стороны, вроде справедливо, с другой – система здравоохранения просто сменила один механизм недофинансирования на другой. Механизм этот развивался постепенно. Сначала региональным бюджетам, которые платили за каждую неработающую душу столько же, сколько в среднем платили на данной территории работодатели, нагрузка на бюджет показалась недопустимо большой, так как неработающего населения на территории живет почти вдвое больше, чем работающего. Тогда федеральный законодатель бросил регионам спасательный круг в виде «коэффициентов дифференциации».
Действительно, вряд ли кто-нибудь не согласится с тем, что лечение одного больного одним и тем же заболеванием в Астрахани, в Москве и на Чукотке стоит разных денег – в Москве все дороже, а на Чукотку каждую таблетку завезти – целая проблема. Вот и Приложение 7 к Федеральному закону «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» устанавливает для Чукотки коэффициент дифференциации 1,000, для Москвы – 0,8196, а для Астраханской области – 0,3333. Если добавить к этому коэффициенту штрафы и прочие рестрикции, налагаемые на ЛПУ, то равенство в конце уравнения = нищета астраханской медицины – ситуация в больницах Знаменска и Ахтубинска у всех на слуху. Остальные больницы тоже в долгах как в шелках и эти долги будут нарастать.
Можно костерить минздрав последними словами, можно и нужно возмущаться системой оплаты труда медиков с размытыми критериями надбавок, премий и доплат, немыслимой в советские времена разницей между зарплатой руководства и рядовых сотрудников ЛПУ, но от этого не изменится суть проблемы: 3,4% ВВП против 9-12% ВВП. Национальные расходы на здравоохранение нужно не сокращать, как это делается сейчас, а увеличивать примерно в 2-2,5 раза. И не говорите мне «денег нет» - все отлично знают, что деньги есть, важны приоритеты, а сейчас безусловным приоритетом должно быть здоровье нации.
Что делать? Первый и самый неотложный шаг – начать восстановление бюджетной системы здравоохранения хотя бы в части перевода на бюджетное финансирование инфекционных больниц, скорой медпомощи, развертывания резервных инфекционных госпиталей.
Второй шаг – наши депутаты Госдумы и сенаторы немедленно должны приступить к процедуре внесения изменений в федеральный закон и повышения коэффициента дифференциации для Астраханской области с 0,3333 хотя бы до 0,6-0,7 – уже один этот шаг позволит если не полностью в течение года закрыть долги астраханских больниц, то хотя бы их существенно сократить. Не хотелось бы стать свидетелем первого банкротства ЛПУ со всеми последствиями.
Александр ВАСИЛЬЕВ
Вся пресса за 30 августа 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|